Французская ароматерапия, натуральная органическая косметика и другие эко-товары

Стандарты, сертификаты и их логотипы

    Когда мы говорим об экологии и бережном отношении к окружающей среде, необходимо помнить, что принципы «эко» относятся не только к сельскому хозяйству и пищевой промышленности, но и включают в себя использование переработанных материалов для упаковки, оптимизацию энергозатрат при транспортировке (использование электромобилей, транпортных средств со сниженным показателем выбросов СО2), запрет на использование рабского и детского труда, использование индивидульаных средств защиты на производстве и многое другое.

     Коммерческое производство экологически чистой продукции в Европе регламентировано многоуровневой сиситемой сертификации и закреплено законодательно. О системе био-сертификации и общих эко-стандартах в России мы уже говорили в статье 'Био', 'эко' или 'органик' - в чем разница?, поэтому здесь останавливаться на этом не будем.

     В данной статье мы подробнее рассмотрим европейскую систему сертификации эко-товаров, её стандарты и логотипы.


     

     Евролист – знак единой для всех стран Евросоюза системы сертификации органической продукции. Применяется исключительно к пищевым продуктам: фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, рыба, кура, вино и алкогольные напитки, бакалейные товары (чай, кофе, сахар, специи, шоколад и пр.), хлеб, продукты глубокой заморозки, витаминные комплексы на натуральной основе и т.д. 

 С 01.07.2010 Евролист ставится на всю пищевую эко-продукцию, произведённую в Евросоюзе.


     Французский знак «Agriculture Biologique» («Биологическое сельское хозяйство») является собственностью Министерства    сельского хозяйства Франции. Он известен французскому потребителю с 1996 года и до сих пор присутствует на этикетках французских  товаров рядом с Евролистом. 


   Несмотря на то, что за этими двумя сертификатами стоят разные контролирующие органы, по сути эти два логотипа взаимозаменяют друг друга, поскольку общие европейские стандарты и требования Евролиста были фактически скопированы со французского сертификата AB.

Сертификат Евролист, как и французский сертификат АВ предусматривают:

- отсутствие ГМО (ограничено 0,9% - эта цифра объясняется не «толерантностью» к производителю, а неизбежной погрешностью, которая обусловлена технически сложным процессом защиты от случайного опыления ГМО-культурами; например, при тёплой сухой погоде с сильным ветром пыльца может разноситься на расстояния нескольких сотен км)

- запрещены пестициды, фунгициды, гербициды, другие синтетические удобрения, а также химическая защита сельхозкультур от болезней и вредителей

- запрещена обработка продуктов ионизирующим излучением для уничтожения бактерий, вирусов и других микроорганизмов

- запрещено использование искусственных питательных субстратов в качестве заменителей грунта

- запрещены к сертификации редкие и исчезающие виды флоры и фауны

- обязательно чередование сельхозкультур (овощных, злаковых, масличных) на одном и том же участке пашни (принцип севооборота), такая практика позволяет повысить плодородность почвы, снизить потери урожая, вызванные болезнями и насекомыми

- запрещено использование земель, находящихся в непосредственной близости от промышленных зон, автостад и т.п.

- продукты питания, состоящие из нескольких ингредиентов, должны иметь в своём составе не менее 95% органических продуктов

Это далеко не полный список требований для био-сертификации стандарта Евролист и/или АВ.

Био-сертификация не применяется к таким товарам как:

  • соль (т.к. её добывают, а не выращивают)
  • вода (по той же причине)
  • дикие виды животных и рыб (био-сертификация предполагает полный цикл контроля над производством, в данном случае мы не можем проследить, чем питалось животное, в каких условиях оно росло и т.д.)
  • фуа-гра (для производства фуа-гры утку/гуся принудительно кормят, что запрещено нормами био-сертификации)

 


    Ecocert – французское независимое сертификационное агентство. Создано в 1991 г как одна из первых в мире организаций по сертификации косметической продукции. Имеет международную аккредитацию и инспектирует производителей в более чем 80-ти странах мира.


Стандарт Ecocert предусматривает:

- отсутствие в составе: ГМО, парабенов, феноксиэтанола, наночастиц, силикона, полиэтиленгликоля, синтетических парфюмерных отдушек, искусственных красителей, а также ингредиентов животного происхождения (кроме продуктов, не относящихся к собственно живым организмам, например, молока, мёда и др.

- 95% от всех ингредиентов должны быть натуральными или натурального происхождения

- упаковка продукции должна быть из переработанного (вторичного) материала или из материала, который может быть вторично переработан после использования

Ecocert предъявляет все вышеперечисленные требования ко всем косметических товарам, проходящим у них сертификацию. Далее в зависимости от процентного содержания натуральных органических веществ в составе он присвает товару один из двух следующих сертификатов:

     Cosmetique Biologique (с фр. ‘биологическая косметика’)

   - 95% всех растительных ингредиентов, которые есть в составе, должны быть сертифицированы как органические (см.сертификаты Евролист и/или АВ)

   - 10% ингредиентов от общего состава продукта должны быть сетифицированы по стандарту Евролист и/или АВ


    Cosmetique Ecologique (с фр. ‘экологическая косметика’)

- 50% всех растительных ингредиентов, которые есть в составе, должны быть сертифицированы как органические (см.сертификаты Евролист и/или АВ)

- 5% ингредиентов от общего состава продукта должны быть сетифицированы по стандарту Евролист и/или АВ


! Некоторые ингредиенты, которые часто входят в состав косметики, такие как: вода, соль, минералы, - не могут быть сертифицированы по определению. 
Содержание био-веществ в шампунях и некоторых кремах, которые обычно имеют в своём составе от 50% до 80% воды, варьируется в среднем от 10% до 40%.
С другой стороны, эфирные масла, которые вообще не содержат воды, могут на 100% быть биологическим продуктом.


     

              

   Cosmebio является французской ассоциацией производителей органической косметики. Её целью является развитие и популяризация производства эко-косметики. Она не имеет полномочий контролирующего или сертифицирующего органа в отличие от Ecocert. Её требования к производителям био в точности повторяют нормы Ecocert. Логотип Cosmebio ставится на те марки эко-косметики, которые являются членами ассоциации и которые уже сертифицированы по стандарту Ecocert. Членство в Cosmebio – добровольная инициатива производителя эко-косметики. Маркировки BIO и ECO в точности повторяют 2 категории сертификатов Ecocert.




     EcoGarantie – бельгийская марка, объединяющая производителей органических продуктов. Её деятельность регулируется бельгискими и европейскими нормами и стандартами. Эта международная организация специализируется на сертификации непищевых продуктов, косметики, гигиенических товаров, товаров по уходу за домом и т.п.

Для сертификации EcoGarantie продукт должен соответствовать следующим требованиям:

- запрет на использование в составе продуктов ГМО

- запрет на использование в составе продуктов нефтепереработки (например, парабены, пропиленгликоль, минеральное масло пр.)

- запрет на использование в производстве техник ионизирующего облучения

- максимально возможное (в соответствии со строго прописанными нормами) использование растительных ингредиентов органического происхождения

- минимизированное (в соответствии со строго прописанными нормами) использование стабилизаторов, эмульгаторов, консервантов

- соответствие требованиям биоразлагаемости продукта и его минимального вреда окружающей среде (в особенности для товаров по уходу за домой, чистящих средств и т.п.)

- запрет на тестирование продукта на животных



     Данный логотип принадлежит Веганскому Обществу – международной благотворительной организации, основанной в 1944 году в Великобритании и содействующей популяризации и распространению веганства. Права на использование этого знака распростаняются только на производятелей веганских продуктов под строгим контролем Веганского Общества.

 



     AFDIAG (Association Française des Intolérants au Glutene ) – Французская Ассоциация потребителей с непереносимостью глютена (или клейковины). Основана во Франции в 1978 году и на сегодняшний день насчитывает более 6000 членов-производителей безглютеновой продукции, которые имеют право наносить данный логотип на свою этикетку.